Методические материалы к программе курса для педагогов
«Основы информационной культуры школьников»
5 класс
Ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация невозможна без специальной, целенаправленной работы всех образовательных учреждений, и, прежде всего, общеобразовательной школы, по формированию умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA (Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся).
Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель – 28,6%).
Вместе с тем, как показывает анализ, состояние информационной культуры учащейся молодежи в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки выпускников общеобразовательных школ остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать типовые информационные задачи как в условиях традиционной библиотеки, так и в системе электронных коммуникаций (Интернет и др. сети).
По итогам комплексного тестирования, проведенного в апреле 2012 года среди учащихся 4-5, 10-11 классов школы-гимназии, выявлено, что школьники:
- имеют недостаточное представление о составе и возможностях использования мировых, национальных и региональных информационных ресурсов;
- не знают особенности ресурсной базы различных информационных учреждений, в частности, библиотек (республиканских, областных, городских, школьных и др.);
- слабо владеют алгоритмами ведения адресного, тематического и фактографического поиска;
- ограничены в знаниях и умениях по анализу и синтезу, критической оценке найденной информации;
- репродуктивный характер деятельности при обработке информации и подготовке на ее основе информационных продуктов, являющихся результатом самостоятельной учебной или научно-исследовательской деятельности (подготовка рефератов, докладов, сочинений и т. п.).
Успех в освоении школьниками информационной культуры зависит от плодотворной совместной работы педагогов и библиотекарей образовательных учреждений.
В связи с этим предлагается ввести систематические занятия по курсу «Основы информационной культуры школьников», начиная с 5 класса общеобразовательной школы.
В основе курса по основам информационной культуры лежат следующие критерии:
1. Отбор учебного материала в программы подготовки осуществляется на основе деятельностного подхода с целью обеспечения возможно более полного соответствия содержания программ учебной и самообразовательной деятельности школьников.
2. Содержание учебных программ адаптировано к конкретным целям учебного процесса и индивидуальным особенностям обучаемых при безусловном включении в программы общеучебных знаний и умений, определяемых государственным образовательным стандартом. При этом предусмотрен дифференцированный подход к обучению различных возрастных категорий школьников.
3. Содержание учебных программ соответствует идеологии ключевых компетенций, выдвинутых программой ЮНЕСКО «Информация для всех», Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников Республики Казахстан на 2012-2016 годы, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» - компетенций, реализующих умение, способность и желание учиться на протяжении всей жизни.
Предлагаемый курс охватывает полный комплекс информационных знаний и умений пятиклассников, начиная от осознания потребности в информации до самостоятельного производства новых информационных продуктов.
Это обеспечивается включением в структуру курса следующих разделов:
- Информационные ресурсы общества и информационная культура человека.
- Методы работы с источниками информации. Информационно-поисковые задачи. Алгоритмы их решения.
- Аналитико-синтетическая переработка источников информации,
- Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся.
- Современные технологии в жизни человека.
Цели курса:
Основная цель курса «Основы информационной культуры школьников» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внешкольной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).
Задача библиотекаря через занятия курса «Основы информационной культуры школьников» научить детей ЧИТАТЬ осмысленно, уметь находить, отбирать, перерабатывать, свертывать и хранить информацию.
Программа курса «Основы информационной культуры школьников»
для учащихся 5-х классов рассчитана на 34 учебных часа.
Формы работы
В программе используются разные формы работы:
- Беседы. В диалоге с детьми донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказывать о чем-либо, делиться прочитанным, увиденным.
- Чтения. Выразительное чтение текста вслух библиотекарем или учащимися.
- Обсуждение книг. Обсуждая книгу, мы определяем отношение автора к написанному им произведению, соглашаемся с автором или нет. Тем самым вырабатываем свои нравственные принципы, развиваем критическое мышление.
- Иллюстрирование книг. Прочитав книгу, дети выражают свои чувства в иллюстрациях, развивая свое воображение и фантазию.
- Литературные игры. В эту форму входят викторины, брей-ринги, битвы эрудитов, игры «Что? Где? Когда?» и другие.
- Литературное творчество. Дети сочиняют сказки, стихи, делают книжки-малышки, придумывают и рисуют к ним иллюстрации.
Виды уроков:
- Урок-презентация
- Урок-знакомство
- Бинарно-интегрированный урок
- Уроки творчества.
- Урок-зачет и другие.
Используя разнообразные формы работы, школьный библиотекарь обеспечивает систематическую работу по информационной подготовке каждого ученика.
Очень важно, чтобы такие занятия проводились систематически.
Критерии эффективности внедрения курса:
- информационная обеспеченность
- функциональная грамотность
- технологическая умелость
- интеллектуальная подготовленность
- профессиональная подготовленность.
Ожидаемые результаты:
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, электронная информация, Интернет-сайты и др.)
Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.
Учащиеся должны знать:
- определения и понятия, относящихся к теме «Информационная культура человека. Культура чтения»,
- историю возникновения и развития библиотек, информационную среду современных библиотек, библиотеки Казахстана, правила работы в них,
- справочно-библиографический аппарат библиотеки на разных носителях (традиционный, электронный и др.)
- технологию подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и творческой работы (рефератов, докладов, эссе, обзоров);
- возможности использования информационных технологий;
-методы поиска информации по различным источникам;
- особенности, структуру и назначение основных типов изданий на бумажных и электронных носителях;
- методы поиска информации по различным источникам,
- основные отличительные особенности документов первичных и вторичных,
- основные правила библиографического описания документов.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться справочными изданиями на различных носителях (традиционные, электронные и др.),
- работать с электронными и карточными каталогами;
- составлять конспект, реферат
и библиографическое описание источника,
- работать с различными носителями информации (книга, журнал, электронные диски, различные базы данных);
- вести поиск в сетевом режиме (ИНТЕРНЕТ);
- ставить нужные вопросы при информационном поиске, владеть алгоритмами поиска.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ. 5 КЛАСС»
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА |
|
Что? Зачем? и Почему? Введение в курс «Основы информационной культуры школьника». |
1 |
Узнай себя лучше, читатель! Диагностическое тестирование. |
1 |
Информация вокруг нас. Многообразие современных источников информации. |
1 |
На пути к современной книге. История возникновения информационных ресурсов общества. |
3 |
Путешествуем по библиотекам. Библиотека как информационно-поисковая система. |
3 |
2 РАЗДЕЛ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ. АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ. |
|
Я – читатель! И это звучит гордо! Учимся читать и работать с книгой. |
6 |
Мир в тебе и мир вокруг. Информационная среда библиотеки. |
9 |
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ |
|
Радость чтения. Учимся ориентироваться в мире информации и перерабатывать информацию. |
2 |
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ |
|
Я умею! Я могу! Учимся оформлять записи при работе с информацией |
4 |
РАЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. |
|
Современные технологии в жизни человека. Учимся работать с электронной информацией. |
2 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
"Вспомнить все!" (интеллектуально-познавательная игра). Итоговое тестирование. |
2 |
|
34 часа |
.