«Мамандық. Бірге таңдайық»
Кәсіби-ақпараттық курсы.
«Профессия. Выбираем вместе»
Профинформационный курс.
Автор-құрастырушы И.Н.Дроздова, Лисаков қаласының «Мектеп-лицей» КММ кітапханашысы.
Автор-составитель И.Н.Дроздова, библиотекарь КГУ «Школа-лдицей» города Лисаковска
Осы құралға 8-9 сынып оқушыларына арналған «Мамандық. Бірге таңдайық» курсының бағдарламасы енгізілген. Оның мақсаты, өзін-өзі кәсіби анықтау үшін жағдай жасау және кәсіби ақпараттандыру болып келеді. Курс 6 негізгі блоктан тұрады. «Оқылым мамандық оқытудың негізі ретінде», «Мамандықтар әлемінде», «Өзін-өзі тану», «Оқуға қайда барам», «Кәсіби ақпараттандыруға әдебиеттің көмегі» сияқты блоктарға аса көніл бөлінеді.
Қосымша білім беру жетекшілеріне, психолгтарға, сынып жетекшілеріне, кітапханашыларға және балаларға кәсіби ақпараттандыру мен өзін-өзі анықтауға көмек көрсеткісі келетін барлық тұлғаларға арналған.
Пособие включает в себя программу курса «Профессия. Выбираем вместе» для учащихся 8-9 классов, целью которого является профинформирование и создание условий для профессионального самоопределения. Курс состоит из 6 основных блоков. Большое внимание уделяется следующим блокам: «Чтение как основа обучения профессии», «В мире профессий» «Познай себя», «Куда пойти учиться», «Литература в помощь профинформированию» и т.д.
Адресовано руководителям дополнительного образования, психологам, профконсультантам, классным руководителям, библиотекарям и всем лицам, желающим помочь ребятам в профессиональном информировании и самоопределении.
«Учитесь, читайте, размышляйте
и извлекайте из всего самое полезное».
(Н.И.Пирогов)
«…Каждый из нас нужен обществу
не только как личность, но и как работник.»
(С.Газарян)
Краткая аннотация документа.
Наименование: Профинформационный курс для учащихся 8-9 классов «Профессия. Выбираем вместе»
Основание:
Конституция Республики Казахстан,
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года
Конвенция «О правах ребенка»
Разработчик: библиотекарь ГУ «Школа-гимназия» города Лисаковска
Дроздова И.Н.
Актуальность программы:
Образование не стоит на месте, постоянно развивается, делает большие шаги вперед. Одно из нововведений в образовательной области – это профильное обучение старшеклассников.
Вопрос «Кем быть? Какое направление в обучении выбрать?» задает себе каждый современный школьник, каждый девятиклассник, ставший перед своим первым выбором - выбором профиля обучения в 10-11 классах. И здесь важно не ошибиться! Ведь от этого шага зависит и дальнейшая профессиональная жизнь.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14-16 лет, но только 10-15% старшеклассников имеют твердые профессиональные намерения.
Проведенное анкетирование школьников 14-16 лет показало, что у большинства молодых людей в период профессионального самоопределения еще не сформирована готовность к принятию самостоятельного решения, не выработано представление о рынке труда и многообразном мире профессий. Примером тому могут служить ответы опрошенных детей (54%) учащихся 8-9 классов, которые высказали желание работать в дальнейшем по рабочей профессии, но при этом указали профессии служащих.
В целом результаты опроса свидетельствуют о необходимости совершенствования информационной работы с учащимися, посвященной миру профессий и требованиям современного рынка труда, умению искать и находить профинформацию. Причем эту работу следует начинать проводить не в 10-11 классах, а раньше – в 8-9 классах.
Внедрение этой программы позволит успешно расширить возможности непрерывного образования, что на данном этапе очень актуально, т.к. возрастает поток информации и необходимо быть всегда в курсе инновационных технологий, событий.
Цели курса.
Основной целью профинформирования не является выбор конкретной профессии, а создаются условия для профессионального самоопределения, благодаря чему ученик становится более готов к ответственному выбору профиля обучения в старших классах
В цели курса входит:
- создание условий для профессионального самоопределения в рамках предпрофильного обучения учащихся,
- информационная поддержка учащихся по вопросам профориентации, самопознания,
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении.
Таким образом, данный курс направлен на формирование креативной, интеллектуально развитой личности в качественном переходе от модели «образование для всех» к модели «образование для каждого» и обеспечение скорейшего вхождения в мировое образовательное пространство.
В соответствии с этим библиотекарем школы-гимназии города Лисаковска была разработан УМК профинформационного курса «Профессия. Выбираем вместе», который состоит из 6 блоков:
1 блок – Чтение как основа обучения профессии. Работа с текстом.
2 блок – В мире профессий.
3 блок – Познай себя.
4 блок – Литература в помощь профинформированию.
5 блок – «Я б информацию нашел… Пусть меня научат!»
6 блок – Куда пойти учиться?
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружаещего мира. Несмотря на сильное влияние средств массовой информации – радио и телевидения, значение чтения в жизни людей огромно.
В условиях информационного потока, постоянного усложнения науки и техники, специалистам всех отраслей знания читать нужно все больше и больше.
«Если вы хотите стать хорошим специалистом, вам не обойтись без чтения книг и статей…» (С.Газарян) - именно поэтому курс профинформирования начинается с блока «Чтение как основа обучения профессии». Уроки этого блока знакомят ребят с основными правилами чтения, алгоритмами чтения, которые позволяют упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным и рациональным. Составление планов как сложного, так и простого, конспекта, таблиц, схем. Как правильно сделать выписки, записать цитаты, тезисы? Что такое аннотация, рецензия? Как составить реферат? Все это рассматривается на занятиях, посвященных рациональным приемам работы с текстом.
В газетах и журналах публикуется информация об отдельных профессиях, о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни.
Кроме того, существуют специальные газеты, например, газета «Абитуриент», которые рассказывают о конкретных профессиях, о том, куда пойти учиться, какие учебные заведения в Республике Казахстан имеются.
Именно этой теме посвящено занятие «Чтение периодических изданий как поиск информации о профессиях». В задачи этого урока входит приобщение подростков к чтению газет и журналов, поиск информации о профессиях, изучение основных правил чтения периодики.
«Чтение лежит в основе обучения всем профессиям. И тут важно научиться читать быстро!» (С.Газарян). Читают все, но быстро читают немногие. Урок по теме «Основы быстрого чтения» знакомит ребят с «7 золотыми правилами быстрого чтения», которые помогают совершенствовать технику чтения.
Второй, самый объемный, блок «В мире профессий» призван рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека, дать возможность сориентироваться в типах профессий, нацелить учащихся на серьезное осмысление в поисках выбора профессии.
На знакомство с каждым типом профессий «Человек- природа», «Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ» рекомендуется отводить не менее 2 часов, совмещая профинформирование с экскурсиями на предприятия, встречи с интересными людьми- профессионалами.
Но при выборе профессии учащиеся могут столкнуться с типичными ошибками и затруднениями, с которыми ребята заранее знакомятся на отдельном занятии.
Выбор профессии – это, прежде всего, выбор самого ученика. И чтобы сделать правильный шаг в решении выбора профессии человек должен владеть полной информацией, информацией не только о многообразном мире профессий, но и о своих личных интересах, склонностях, способностях, возможностях. Все это рассматривается в 3 блоке, который называется «Познай себя». Этот блок включает в себя такие темы, как «Я хочу. Интересы и склонности», «Я могу. Способности. Проф.пригодность. Здоровье и карьера», «Надо. Требования современного рынка», «Я учусь принимать решения». В задачи данного блока занятий входит определение профессиональных интересов и склонностей, активизация и стимулирование самопознания, содействие адекватной самооценки, развитие умения принимать решения, соотнесение образов «Я» и профессии.
Ребятам предлагается найти свое соответствие согласно профессиональной шкале профессора, академика Е.А. Климова. Проводимый тест показывает определенные склонности ученика при выборе будущей профессии.
Четвертый блок «Литература в помощь профинформированию (информационно-библиографический блок)» состоит из трех рекомендательно-информационных обзоров литературы.
Первый информационно-библиографический обзор книг «Узнай себя!» знакомит ребят с многообразием интереснейших изданий в помощь самопознанию. «Какой Я? Кто Я? Знаю ли Я себя?» - эти вопросы интересуют подростков. Чтобы ответить на них, молодой человек должен осмыслить самого себя, разобраться в самом себе и на помощь ему в этом придут книги по психологии для подростков, с которыми он может познакомиться самостоятельно.
В современное время, когда на человека обрушился поток информации, о профессиях выпущено много разнообразных изданий. Познакомить с книгами, рассказывающими о конкретных профессиях, стоит главная задача перед вторым информационно-библиографическим уроком «Путешествие по профессиям». На этом уроке ребятам дается обзор печатных произведений о профессиях.
О мире профессий рассказывается и в художественной литературе. Число произведений, посвященных теме труда, огромно и постоянно возрастает. Именно поэтому третий урок-знакомство «Человек труда в художественной литературе» с элементами библиографического обзора позволяет обратить внимание ребят на чтение художественных книг о людях труда: Ф.Абрамов «Деревянные кони», Айтматов Ч. «Верблюжий глаз», Гроссман В. «Жизнь», В.Каверин «Летящий почерк», Ю.Трифонов «Вера и Зойка» и др. Характеры, образы, живые лица, их жизненный опыт, раздумья о выборе пути в жизни интересны ребятам, задумывающимся над своим будущим.
Пятый блок «Я б информацию нашел – пусть меня научат!» посвящен поиску информации о профессиях на традиционных и электронных носителях, знакомит ребят с информационной средой школьной библиотеки.
Книги, справочники, энциклопедии, которые содержат систематические сведения о разных профессиях, имеются в книжном фонде библиотеки. Поиск информации с помощью электронных и традиционных каталогов, картотек. Также огромное количество информации о профессиях ребята могут найти на компьютерных дисках: базы данных, тексты, электронные версии книг, справочники, энциклопедии, обучающие программы, психологические тесты.
Ну, и, наконец, современный источник информации вообще и в частности о профессиях – это глобальная компьютерная сеть Интернет.
Благодаря составленному библиотекарем Российской государственной юношеской библиотеки города Москвы Н.Н.Талызиной обзору сайтов «Интернет-ресурсы по проблемам профессиональной ориентации молодежи» стало возможным проводить урок-путешествие по сайтам Интернета, содержащим информацию профориентационного характера. Очень интересен и полезен сайт http //ht.ru /prof / Профориентация: кем стать. На данном сайте ребята находят информацию о том, как выбрать профессию, что влияет на ее выбор, трудности профессионального самоопределения, какие ошибки существуют при выборе профессий. Учащиеся могут познакомиться с банком профессиограмм (описание профессий по определенной схеме).
6 блок «Куда пойти учиться?» - на этом занятии ребята знакомятся с имеющимися учебными заведениями в Республике Казахстан, области, города. На уроке ребята имеют возможность посмотреть видеофильмы, озвученные презентации об имеющихся учебных заведения города Лисаковска: Лисаковский технический колледж, филиал Рудненского индустриального института. При просмотре используется интерактивная доска или проектор и экран.
Завершается программа курса игрой «В мире профессий», которая составлена по аналогии телеигры «Своя игра». Участникам игры на экране предлагается таблица с номинациями и вариантами вопросов. Игроки произвольно выбирают тему и номера вопросов. Через определенные промежутки времени группы поддержки показывают рекламу, тема для реклам одна – мир профессий.
Цель данной игры – формирование у подростков «информационного поля» о мире профессий, расширение общего кругозора подростков. В процессе подготовки к игре ребята применяют навыки и умения поиска информации на заданную тему. Игра также призвана заинтересовать данной темой учащихся и продолжить знакомство с профессиями.
Программа профинформационного курса для учащихся 8-9 классов рассчитана на 36 учебных часов.
Методы и формы работы:
- Установочно-коммуникативный. Знакомство с целями и задачами работы профинформационного курса. Определение ожидаемых результатов.
- Обучающее-воспитывающий. Лекция. Беседа. Интегрированный урок «Интернет-ресурсы по проблемам профориентации». Урок-экскурсия. Тренинг «Я учусь принимать решения».
- Проблемно-поисковый. Деловая игра «Модель принятия карьерного решения». Практикум. Профигра «В мире профессий». Диспут «Ошибки в выборе профессии». Встречи с интересными людбми. Урок-диагностика. Тесты.
- Творческий. Устный журнал «В мире профессий». Обзоры книг «Узнай себя», «Кем быть?», «Люди труда в художественной литературе».
Критерии эффективности внедрения курса:
- информационная обеспеченность
- функциональная грамотность
- технологическая умелость
- интеллектуальная подготовленность
- профессиональная подготовленность.
Таким образом, участвуя в программе профинформирования учащиеся
- оценят важность обдумывания и планирования своего будущего,
- поймут, что они обладают правом выбора своей карьеры,
- исследуют рынок труда и сделают предварительный выбор профессий для дальнейшего их изучения, что поможет сделать правильный выбор профиля обучения в 10-11 классе,
- узнают, как получить информацию полезную для достижения цели.
Ожидаемые результаты:
- Осуществление школьниками выбора профессиональной деятельности и учебного заведения для дальнейшей профессиональной подготовки,
- Создание условий для саморазвития и самореализации личности школьника,
- Обретение школьниками ценностного отношения к профессии как средства самореализации и социально-значимой деятельности,
- Обретение ценностно-смыслового единства в жизни,
- Повышение конкурентноспособности и профессиональной мобильности на рынке труда,
- Рост профессиональной компетенции библиотекаря и учебных компетентностей ученика.