Меню сайта
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программа курса
Методические материалы к программе курса для педагогов «Основы информационной культуры школьников» 5 класс Ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация невозможна без специальной, целенаправленной работы всех образовательных учреждений, и, прежде всего, общеобразовательной школы, по формированию умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA (Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся). Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель – 28,6%). Вместе с тем, как показывает анализ, состояние информационной культуры учащейся молодежи в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки выпускников общеобразовательных школ остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать типовые информационные задачи как в условиях традиционной библиотеки, так и в системе электронных коммуникаций (Интернет и др. сети). По итогам комплексного тестирования, проведенного в апреле 2012 года среди учащихся 4-5, 10-11 классов школы-гимназии, выявлено, что школьники:
Успех в освоении школьниками информационной культуры зависит от плодотворной совместной работы педагогов и библиотекарей образовательных учреждений. В связи с этим предлагается ввести систематические занятия по курсу «Основы информационной культуры школьников», начиная с 5 класса общеобразовательной школы. В основе курса по основам информационной культуры лежат следующие критерии: 1. Отбор учебного материала в программы подготовки осуществляется на основе деятельностного подхода с целью обеспечения возможно более полного соответствия содержания программ учебной и самообразовательной деятельности школьников. 2. Содержание учебных программ адаптировано к конкретным целям учебного процесса и индивидуальным особенностям обучаемых при безусловном включении в программы общеучебных знаний и умений, определяемых государственным образовательным стандартом. При этом предусмотрен дифференцированный подход к обучению различных возрастных категорий школьников. 3. Содержание учебных программ соответствует идеологии ключевых компетенций, выдвинутых программой ЮНЕСКО «Информация для всех», Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников Республики Казахстан на 2012-2016 годы, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» - компетенций, реализующих умение, способность и желание учиться на протяжении всей жизни. Предлагаемый курс охватывает полный комплекс информационных знаний и умений пятиклассников, начиная от осознания потребности в информации до самостоятельного производства новых информационных продуктов. Это обеспечивается включением в структуру курса следующих разделов:
Цели курса: Основная цель курса «Основы информационной культуры школьников» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внешкольной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.
Задача библиотекаря через занятия курса «Основы информационной культуры школьников» научить детей ЧИТАТЬ осмысленно, уметь находить, отбирать, перерабатывать, свертывать и хранить информацию.
Программа курса «Основы информационной культуры школьников» для учащихся 5-х классов рассчитана на 34 учебных часа.
Формы работы В программе используются разные формы работы:
Виды уроков:
Используя разнообразные формы работы, школьный библиотекарь обеспечивает систематическую работу по информационной подготовке каждого ученика. Очень важно, чтобы такие занятия проводились систематически. Критерии эффективности внедрения курса:
Ожидаемые результаты: Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, электронная информация, Интернет-сайты и др.) Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. - историю возникновения и развития библиотек, информационную среду современных библиотек, библиотеки Казахстана, правила работы в них, - справочно-библиографический аппарат библиотеки на разных носителях (традиционный, электронный и др.) - технологию подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и творческой работы (рефератов, докладов, эссе, обзоров); -методы поиска информации по различным источникам; - основные отличительные особенности документов первичных и вторичных, - основные правила библиографического описания документов. Учащиеся должны уметь: и библиографическое описание источника, - работать с различными носителями информации (книга, журнал, электронные диски, различные базы данных);
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ. 5 КЛАСС»
. |