Сайт Дроздовой И. Н.

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Школьная библиотека - это...
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

План курса "Профессия. Выбираем вместе!"

«Мамандық. Бірге таңдайық»

Кәсіби-ақпараттық курсы.

«Профессия. Выбираем вместе»

Профинформационный курс.

Автор-құрастырушы И.Н.Дроздова, Лисаков қаласының «Мектеп-лицей» КММ кітапханашысы.

Автор-составитель И.Н.Дроздова, библиотекарь КГУ «Школа-лдицей» города Лисаковска

 

     Осы құралға 8-9 сынып оқушыларына арналған «Мамандық. Бірге таңдайық» курсының бағдарламасы енгізілген. Оның  мақсаты, өзін-өзі кәсіби анықтау үшін жағдай жасау және кәсіби ақпараттандыру болып келеді. Курс 6 негізгі блоктан тұрады. «Оқылым мамандық оқытудың негізі ретінде», «Мамандықтар  әлемінде», «Өзін-өзі тану», «Оқуға қайда барам», «Кәсіби ақпараттандыруға әдебиеттің  көмегі» сияқты блоктарға аса көніл бөлінеді.

     Қосымша білім беру жетекшілеріне, психолгтарға, сынып жетекшілеріне, кітапханашыларға және балаларға кәсіби ақпараттандыру мен өзін-өзі  анықтауға көмек көрсеткісі келетін барлық тұлғаларға арналған.

 

     Пособие включает в себя программу  курса «Профессия. Выбираем вместе» для учащихся 8-9 классов, целью которого  является профинформирование и создание условий для профессионального самоопределения. Курс состоит из 6 основных блоков. Большое внимание уделяется  следующим блокам:  «Чтение  как основа  обучения профессии», «В мире профессий» «Познай себя», «Куда пойти учиться», «Литература в помощь профинформированию» и т.д.

     Адресовано руководителям дополнительного образования, психологам, профконсультантам, классным руководителям, библиотекарям и всем лицам, желающим помочь ребятам в профессиональном  информировании и самоопределении.

 

«Учитесь, читайте, размышляйте

и извлекайте из всего самое полезное».

(Н.И.Пирогов)

 

«…Каждый из нас нужен обществу

не  только как личность, но и как работник.»

(С.Газарян)

 

 

Краткая аннотация документа.

Наименование:  Профинформационный курс  для учащихся 8-9 классов  «Профессия. Выбираем вместе»

Основание:

 Конституция Республики Казахстан,

 Закон Республики Казахстан «Об образовании»

 Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года

 Конвенция «О правах ребенка»

Разработчик: библиотекарь ГУ «Школа-гимназия» города Лисаковска

 Дроздова И.Н.

 

Актуальность программы:

     Образование  не стоит на месте, постоянно развивается, делает большие  шаги вперед. Одно из нововведений в образовательной области – это профильное обучение старшеклассников.

      Вопрос «Кем быть? Какое  направление в обучении выбрать?» задает себе каждый  современный школьник, каждый девятиклассник, ставший перед своим первым выбором -  выбором профиля обучения в 10-11 классах. И здесь важно не ошибиться! Ведь от  этого шага зависит и дальнейшая  профессиональная жизнь.

      Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться  учащимися в 14-16 лет, но только 10-15% старшеклассников имеют твердые профессиональные намерения.

     Проведенное анкетирование школьников 14-16 лет показало, что у большинства молодых людей в период профессионального самоопределения еще  не сформирована готовность к принятию самостоятельного решения, не выработано представление о рынке труда  и многообразном мире профессий. Примером тому могут служить ответы опрошенных детей (54%) учащихся 8-9 классов, которые высказали желание работать в дальнейшем по рабочей профессии, но при этом указали профессии служащих.

     В целом результаты опроса свидетельствуют о необходимости совершенствования информационной работы с учащимися, посвященной миру профессий и  требованиям современного рынка труда, умению искать и находить профинформацию. Причем эту работу следует начинать проводить не в 10-11 классах, а раньше – в 8-9 классах.

     Внедрение этой программы позволит успешно расширить возможности непрерывного образования, что на данном этапе очень актуально, т.к. возрастает поток информации и необходимо быть всегда в курсе инновационных технологий, событий.

 

 Цели курса.

     Основной целью профинформирования  не является выбор  конкретной профессии, а создаются условия для профессионального самоопределения, благодаря чему ученик становится более готов к ответственному выбору профиля обучения в старших классах

В цели курса входит:

- создание условий для профессионального самоопределения в рамках предпрофильного обучения учащихся,

- информационная поддержка учащихся по вопросам профориентации, самопознания,

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся  в профессиональном самоопределении.

     Таким образом, данный курс направлен на формирование креативной, интеллектуально развитой личности в качественном переходе от модели «образование для всех» к модели «образование для каждого» и  обеспечение скорейшего вхождения в мировое  образовательное пространство.

     В соответствии с этим библиотекарем школы-гимназии города Лисаковска была разработан УМК профинформационного курса «Профессия. Выбираем вместе», который состоит из 6 блоков:

1 блок – Чтение как основа обучения профессии. Работа с текстом.

2 блок – В мире профессий.

3 блок – Познай себя.

4 блок – Литература в помощь профинформированию.

5 блок – «Я б информацию нашел… Пусть меня научат!»

6 блок – Куда пойти учиться?

 

     Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружаещего мира. Несмотря на сильное  влияние средств массовой информации – радио и телевидения, значение чтения в жизни людей  огромно.

     В условиях информационного потока, постоянного усложнения науки и техники, специалистам всех отраслей знания читать нужно все больше и больше.

     «Если вы хотите стать хорошим специалистом, вам не обойтись без чтения книг и статей…» (С.Газарян)  - именно поэтому курс профинформирования начинается с блока «Чтение как основа  обучения профессии». Уроки этого блока знакомят ребят с основными  правилами чтения, алгоритмами чтения, которые позволяют  упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным и рациональным. Составление планов как сложного, так и простого, конспекта, таблиц, схем. Как правильно сделать выписки, записать цитаты, тезисы? Что такое аннотация, рецензия? Как составить реферат? Все это рассматривается на занятиях, посвященных рациональным приемам работы с текстом.

     В газетах и журналах публикуется  информация об отдельных профессиях, о конкретных представителях  этих профессий, описываются события, в  которых они  участвовали. Читая  любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и  специальности встречаются  в нашей жизни.

          Кроме того, существуют специальные  газеты, например, газета «Абитуриент», которые рассказывают о  конкретных профессиях, о том, куда пойти  учиться, какие учебные заведения в Республике Казахстан имеются.

     Именно этой теме посвящено занятие  «Чтение периодических изданий как поиск  информации о профессиях». В задачи этого урока входит  приобщение подростков к чтению газет и журналов, поиск  информации о профессиях, изучение  основных правил чтения периодики.

     «Чтение лежит в основе обучения всем профессиям. И тут важно научиться читать быстро!» (С.Газарян).  Читают все, но быстро читают немногие. Урок по теме «Основы быстрого чтения»  знакомит ребят с «7 золотыми правилами  быстрого чтения», которые  помогают совершенствовать технику чтения.

    

     Второй, самый объемный, блок  «В мире профессий» призван  рассказать ребятам об особенностях  классификации профессиональной деятельности человека, дать  возможность сориентироваться  в  типах профессий, нацелить учащихся на серьезное  осмысление в поисках выбора профессии.

     На знакомство с каждым типом профессий «Человек- природа», «Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система»,  «Человек – художественный образ» рекомендуется  отводить не менее 2 часов, совмещая  профинформирование с экскурсиями на предприятия, встречи с интересными людьми- профессионалами.

      Но при выборе профессии учащиеся могут  столкнуться с типичными ошибками и затруднениями, с которыми  ребята  заранее знакомятся на  отдельном занятии.

      Выбор профессии – это, прежде всего, выбор самого ученика. И чтобы сделать правильный  шаг в решении выбора профессии человек должен владеть полной информацией, информацией не только о многообразном  мире профессий, но и о своих личных  интересах, склонностях, способностях, возможностях. Все это  рассматривается в 3 блоке, который называется  «Познай себя». Этот блок  включает в себя такие темы, как «Я хочу. Интересы и склонности», «Я могу. Способности. Проф.пригодность. Здоровье и карьера», «Надо. Требования современного рынка», «Я учусь принимать решения». В задачи данного  блока занятий входит  определение профессиональных интересов и склонностей, активизация и стимулирование самопознания, содействие адекватной самооценки, развитие умения принимать решения, соотнесение образов «Я» и профессии.

Ребятам предлагается найти свое соответствие  согласно профессиональной шкале профессора, академика Е.А. Климова. Проводимый тест показывает определенные склонности ученика при выборе будущей профессии.

   

 Четвертый блок  «Литература в помощь профинформированию (информационно-библиографический блок)» состоит из трех рекомендательно-информационных обзоров литературы.

    Первый  информационно-библиографический обзор  книг «Узнай себя!»  знакомит ребят с многообразием интереснейших  изданий в помощь самопознанию.  «Какой Я? Кто Я? Знаю ли Я себя?» - эти  вопросы интересуют  подростков. Чтобы  ответить на них, молодой человек должен  осмыслить самого себя, разобраться в самом себе и на помощь ему  в этом придут книги  по психологии для подростков, с которыми он может познакомиться самостоятельно.

      В современное время,  когда на человека обрушился поток информации, о профессиях выпущено много  разнообразных изданий. Познакомить с книгами, рассказывающими о конкретных профессиях, стоит главная задача перед вторым информационно-библиографическим  уроком «Путешествие по профессиям». На этом уроке ребятам дается обзор печатных произведений о профессиях.

     О мире профессий  рассказывается и в художественной литературе. Число произведений, посвященных теме труда, огромно и постоянно возрастает.   Именно поэтому третий  урок-знакомство «Человек труда в художественной литературе»  с элементами библиографического обзора позволяет  обратить  внимание ребят на чтение художественных книг  о людях труда: Ф.Абрамов «Деревянные кони», Айтматов Ч. «Верблюжий глаз», Гроссман В. «Жизнь», В.Каверин «Летящий почерк», Ю.Трифонов «Вера и Зойка» и др. Характеры, образы, живые лица, их жизненный опыт, раздумья о выборе пути в жизни интересны ребятам, задумывающимся над своим будущим.

 

   Пятый блок «Я б информацию нашел – пусть меня научат!» посвящен поиску информации о профессиях на традиционных и электронных носителях, знакомит ребят с информационной средой школьной библиотеки.

     Книги, справочники, энциклопедии, которые  содержат систематические сведения  о разных профессиях, имеются в книжном  фонде библиотеки.  Поиск информации с помощью электронных и традиционных  каталогов, картотек. Также огромное количество  информации о профессиях ребята могут найти на компьютерных дисках: базы данных, тексты, электронные версии книг, справочники, энциклопедии, обучающие  программы, психологические тесты.

      Ну, и, наконец, современный источник информации вообще и в частности о профессиях – это глобальная  компьютерная сеть  Интернет.

      Благодаря составленному библиотекарем Российской государственной юношеской библиотеки города Москвы Н.Н.Талызиной  обзору сайтов «Интернет-ресурсы по проблемам профессиональной  ориентации молодежи» стало возможным проводить урок-путешествие  по сайтам Интернета, содержащим информацию профориентационного характера. Очень интересен и полезен сайт http //ht.ru /prof / Профориентация: кем стать. На данном сайте ребята находят информацию о том, как выбрать профессию, что влияет на ее выбор, трудности профессионального самоопределения, какие ошибки существуют при выборе профессий.  Учащиеся могут познакомиться с банком     профессиограмм (описание профессий по определенной схеме).

  

  6 блок «Куда пойти учиться?» - на этом занятии ребята знакомятся с имеющимися учебными заведениями в Республике Казахстан, области, города.  На уроке ребята имеют возможность посмотреть видеофильмы, озвученные презентации об имеющихся  учебных заведения города Лисаковска: Лисаковский технический колледж, филиал Рудненского индустриального института. При просмотре  используется интерактивная доска или проектор и экран.

     Завершается программа курса игрой «В мире профессий», которая составлена по аналогии телеигры «Своя игра».  Участникам игры  на экране предлагается таблица с номинациями и вариантами вопросов. Игроки произвольно выбирают тему и номера вопросов.  Через  определенные промежутки времени  группы поддержки  показывают рекламу,  тема  для реклам  одна  – мир профессий.

       Цель данной игры – формирование у подростков «информационного поля» о мире профессий, расширение общего кругозора подростков. В процессе подготовки к игре ребята  применяют навыки и умения поиска информации на заданную тему.  Игра также призвана заинтересовать данной  темой учащихся и продолжить  знакомство с профессиями.

 

 Программа профинформационного курса  для учащихся 8-9 классов рассчитана на 36 учебных часов.

  

  Методы и формы работы:

  • Установочно-коммуникативный. Знакомство с целями и задачами работы профинформационного курса. Определение  ожидаемых результатов.
  • Обучающее-воспитывающий.  Лекция. Беседа. Интегрированный урок «Интернет-ресурсы по проблемам  профориентации». Урок-экскурсия.  Тренинг «Я учусь принимать решения».
  • Проблемно-поисковый. Деловая игра «Модель принятия  карьерного решения». Практикум.  Профигра «В мире профессий». Диспут «Ошибки в выборе профессии».  Встречи с интересными людбми. Урок-диагностика. Тесты.
  • Творческий. Устный журнал «В мире профессий». Обзоры книг «Узнай себя», «Кем быть?», «Люди труда в художественной литературе».

 

Критерии эффективности внедрения курса:

  • информационная обеспеченность
  • функциональная грамотность
  • технологическая умелость
  • интеллектуальная подготовленность
  • профессиональная подготовленность.

 

 

Таким образом,  участвуя в программе  профинформирования учащиеся

  • оценят важность обдумывания и планирования своего будущего,
  •  поймут, что они обладают  правом выбора своей карьеры,
  •  исследуют рынок труда и сделают предварительный выбор  профессий для дальнейшего их изучения, что поможет  сделать правильный выбор профиля обучения в 10-11 классе,
  •  узнают,  как получить информацию полезную для достижения цели.

 

Ожидаемые результаты:

  • Осуществление школьниками выбора профессиональной деятельности и учебного заведения для дальнейшей профессиональной подготовки,
  • Создание условий для саморазвития и самореализации личности школьника,
  • Обретение школьниками ценностного отношения к профессии как средства самореализации и социально-значимой деятельности,
  • Обретение ценностно-смыслового единства в жизни,
  • Повышение конкурентноспособности и профессиональной мобильности на рынке труда,
  • Рост профессиональной компетенции библиотекаря  и учебных компетентностей ученика.